Мотив подсознательного бога в биографии В. Франкла (к Дню рождения учёного)
Осенью 2022 я стала студенткой Московского института психоанализа, который совместно с Институтом Виктора Франкла (Австрия) проводит международную сертификацию по программе «Логотерапия и экзистенциональный анализ». За плечами две пятерки в зимнюю сессию, поэтому гордо начинаю делиться «вестями с полей», рассказывать что такое логотерапия и как учится взрослый, обременённый различными заботами человек.
Давайте начнем с самого начала: с рождения главного героя этой истории любви к жизни.
Сегодня, 26 марта исполняется 118 лет со дня рождения одного из самых ярких и значимых проповедников любви к жизни XX столетия – Виктора Эмиля Франкла. Виктор Франкл в истории психологии не единственный, но, пожалуй, самый яркий пример связи жизненного пути психолога с его идеями. Именно поэтому мы, студенты логотерапевтического направления первым делом изучали его биографию, чтобы лучше понять его идеи и почувствовать через его историю ценности логотерапии. Здесь именно личность терапевта, его ценности имеют не меньшее, а порой и большее значение, по сравнению с техниками работы с пациентом. «Случай» Виктора Франкла – это то достаточно редкое явление, когда человек собственной жизнью доказывает свою теорию.Сегодня немного расскажу о его детстве и том, почему его подход так или иначе связан с верой человека во что-то большее, чем можно осознать нашей рациональной частью.
Франкл родился в Вене, в среднеобеспеченной еврейской семье. Он часто упоминал с гордостью, что его мама вела свой род от одного из знаменитых хасидских мудрецов рабби Лёва из Праги. При этом социальное и экономическое положение семьи было довольно неустойчивым. И, как отмечают соратники и ученики Франкла, даже в конце жизни, несмотря на ту громадную всемирную славу и незаурядное честолюбие, у него сохранялось чувство неуверенности в общении с аристократией, властями, сильными мира сего.
В целом отношения в семье Франкла можно охарактеризовать как позитивные. Франкл описывает своё детство как весьма благополучное, наполненное заботой, поддержкой, защитой и одновременно свободой. В семье было двое сыновей и одна дочь. Вторую мировую войну пережила, кроме Виктора, только его младшая сестра. Она была далека от духовных интересов брата и до войны уехала в Мексику, потом в Австралию, дожив там до глубокой старости. Старший брат Виктора, как и их родители, погиб в концлагере.
Франкл описывал свою мать как воплощение добра, сердечности и эмоциональности, а отца как, человека строгого собранного, спартанского по своему жизненному стилю, экономного, но не скупого. Отца отличало сильное сознание долга, прочные твердые принципы вплоть до некоторого педантизма и упрямства. К отцу Виктор всегда испытывал огромную любовь и привязанность, он стал примером праведности. Отец, как и мать, был очень религиозным, сохраняя к заповедям серьезное, но критическое, реформаторское отношение. В характере Франкла проявились родительские черты: упрямство, принципиальность, глубинная религиозность, стоицизм и перфекционизм отца и позитивный настрой сочувствия к людям от матери.
Благодаря своим родителям Франкл стал человеком глубоко религиозным, это было личное отношение к Богу, не имевшее ничего общего с конфессиональной религиозностью; Бога он позднее определял как наиболее интимного собеседника в твоих внутренних диалогах. Эта идея позднее отразилась в понимании таких явлений как совесть, ноэтическое в человеке и свободный выбор. Но об это чуть позже. А пока небольшая цитата:
«На каждого из нас, – говорил я, – в эти часы, которые, может быть, для многих уже становятся последними часами, кто-то смотрит сверху требовательным взглядом – друг или женщина, живой или мертвый. Или – Бог. И он ждет от нас, что мы его не разочаруем, что мы не будем жалкими, что мы сумеем сохранить стойкость и в жизни, и в смерти...»
https://www.b17.ru/article/424536/?prt=ob1212
Всем доброго воскресенья, мира в душе и жизни!
#логопрактикум